Еженедельная газета "Недвижимость и Строительство Петербурга", №45(479) 19.11.07, c.27
Большинство строителей и производителей покупают металлопрокат на оптовых базах и сами же его обрабатывают. Однако специалисты призывают работать по другой схеме.
Многие компании, которые прежде занимались продажей рулонного или сортового проката, открывают сервисные металлоцентры (СМЦ). Эти предприятия оснащены оборудованием для переработки (раскроя) металлопроката в заготовки (своего рода полуфабрикаты), которые можно использовать в производстве или строительстве. Здесь же осуществляются грунтовка, покраска, очистка изделий.
Например, вместо арматуры СМЦ предлагает строителям готовые кладочные сетки, чтобы тем не пришлось "вязать" их вручную. А компании, выпускающие, например, кровельные материалы, вместо металла в рулонах приобретут нарезанные в размер и обработанные необходимым образом листы.
"Надо предлагать целый комплекс услуг в одном месте", - объясняет Константин Буров, руководитель отдела маркетинга ООО "Профкомплект".
Режущая торговля
Простыми станками для резки отдельных видов продукции укомплектованы многие оптовые базы, торгующие металлом, но полноценных сервисных центров по всему городу вряд ли наберется десяток.
"В Петербурге пока функционируют три-четыре СМЦ, у которых объемы переработки составляют по меньшей мере 2000 тонн листовой стали или 4000 тонн сортового металлопроката в месяц", - говорит г-н Буров. Многие из них создавались на базе существующих оптовых центров по торговле металлом. С одной стороны, такие компании пытаются удовлетворить спрос на нестандартные заготовки или раскрой, а с другой - получить дополнительную прибыль.
По мнению опрошенных экспертов, спрос растет на 10-15% в год, но в ближайшее время этот показатель может измениться. Сегодня наблюдается особый интерес инвесторов к рынку металлообработки. Сразу несколько крупных компаний объявили о создании в Петербурге сервисных металлоцентров, ориентированных на переработку проката для строительных нужд.
Так, компания "Инпром" (управляет сетью из 25 СМЦ, расположенных в разных регионах страны) инвестирует $25 млн в покупку нового оборудования и увеличение площадей своего петербургского филиала.
Пару лет назад фирма приобрела производственные цеха в Металлострое. Здесь установили современные линии резки листового проката, гильотины, оборудование по дробеструйной очистке и грунтовке, по производству предварительных каркасов.
Компания "ТиссенКрупп Материалс" готова вложить несколько десятков миллионов евро в создание СМЦ в Петербурге. Фирма приобрела участок площадью 5 га на Таллинском шоссе. Запуск линий намечен на май 2009-го. Сервисный центр рассчитан на обработку различных видов продукции - например листового и арматурного проката.
Его оснастят оборудованием для резки, грунтовки, покраски, упаковки металлоизделий. После запуска СМЦ фирма сможет перерабатывать более 50% поставляемого металлопроката.
ООО «Фирма "СЕВЗАПМЕТАЛЛ" строит новый комплекс в промзоне Горелово. Планируемый объем переработки металлопроката - 6000-8000 тонн в месяц. Запуск намечен на конец этого - начало следующего года. Правда, фирмы могут по-разному себя позиционировать.
"Мы строим, по сути, сервисный металлосклад, поскольку в европейском понимании СМЦ обозначает переработку листового рулонного металлопроката, - объясняет Владислав Лысков, директор по коммерции компании "СЕВЗАПМЕТАЛЛ". - Мы же планируем перерабатывать плоский листовой и сортовой прокат, а также профильные трубы".
Еще один крупный игрок - Балтийская металлургическая компания - недавно переехал на новую площадку, где расширил металлообрабатывающее производство. Например, там установили дополнительное оборудование по сварке кладочной сетки.
Компания "Профкомплект" недавно запустила третью линию резки рулонного металлопроката. Ее мощность составит около 60 тонн продукции в смену. На выходе должен получаться идеально ровный лист европейского качества.
Сам себе сервис
Оценить общий объем петербургского рынка обработки металлопроката эксперты не берутся. "В целом строительная отрасль потребляет, на наш взгляд, около 50% общего объема металлопроката", - говорят специалисты компании "СЕВЗАПМЕТАЛЛ".
Впрочем, у разных компаний этот показатель варьируется в пределах 30-80%. Некоторые особо крупные игроки (например, Магнитогорский металлургический комбинат, объявивший об открытии СМЦ в Петербурге) и вовсе ориентированы на другие сектора сбыта. Значительную часть обработанного металлопроката в перспективе будут забирать автоконцерны и производители бытовой техники.
Несмотря на развитие СМЦ в Петербурге большинство заказчиков в целях экономии стараются обрабатывать металл собственными силами. Например, на многих домостроительных комбинатах функционируют мощные заготовительные участки.
"Это связано с консерватизмом заказчиков и стремлением все делать своими руками - от болта до гайки, - отмечают специалисты "Инпром". - Экономия весьма спорная, ведь компания в этом случае вынуждена заниматься непрофильным бизнесом, понапрасну растрачивая силы".
По экспертным оценкам, сейчас строители покупают через современные сервисные центры около 45% металлопроката: "По-прежнему многие подрядчики "вяжут" кладочную сетку прямо на стройке или вручную красят металлоконструкции. Это не только усложняет работу и увеличивает сроки, но и сказывается на качестве объекта".
"Зачастую заказчики стараются обойтись без посредников, хотя в промышленно развитых странах эта услуга, как правило, отдается на аутсорсинг, а обработкой металлопроката занимаются сервисные металлоцентры, - подтверждает Владислав Лысков. - Хотя за последние годы ситуация изменилась: сегодня многие компании, торгующие металлом, предлагают услуги по его обработке".
Мнения экспертов
Юрий СОРВАНОВ,
директор петербургского филиала ОАО "Инпром":
- Спектр услуг, предоставляемых большинством новых предприятий, еще далек от европейского уровня и ограничивается резкой на ленточнопильных станках и гильотинах, размоткой и правкой арматуры. Оборудование сервисных металлоцентров современными линиями требует значительных инвестиций.
"Инпром" уже вложил $20 млн в развитие филиала в Петербурге и планирует инвестировать еще 25 млн в ближайшие два года. С каждым годом все больше заказчиков отдают металлообработку на аутсорсинг специализированным СМЦ, что позволяет им избавиться от непрофильных производств и сконцентрироваться на основном бизнесе.
Константин БУРОВ,
руководитель отдела маркетинга ООО "Профкомплект":
- Если заказчик имеет худо-бедно работающий станочек, то он постарается самостоятельно обрабатывать металлопрокат. Однако в пользу СМЦ работает целый ряд факторов: гарантированное качество, экономия на персонале и ремонте, дополнительная возможность использовать освободившиеся площади. Это заставляет заказчика все чаще прибегать к услугам посредников, да и конечная стоимость сырья с переработкой у крупного СМЦ ниже, чем может получить мелкий потребитель самостоятельно.
Владислав ЛЫСКОВ,
директор по коммерции компании "СЕВЗАПМЕТАЛЛ":
- В июле - сентябре 2006-го в Петербурге наблюдался сезонный дефицит предложения, прежде всего арматурного проката. В этом году металлотрейдеры во многом благодаря поставкам из-за рубежа поддерживали складские запасы на весьма высоком уровне, что в итоге помогло строителям избежать проблем с покупкой металлопроката.
Автор: Роман Денисов